Меню

В отношении целое часть не находится понятие комната кухня



В отношении целое часть не находится понятие комната кухня

10.2. История философской рефлексии части и целого

10.2.1.Аристотель о части и целом.

Серьезная рефлексия идей целого и части начинается с Аристотеля, который выдвинул ряд основополагающих идей, выводящих за рамки их обыденного, повседневного понимания. Обыденное представление базируется на том, что часть «находится в целом». Аристотель подверг логическому анализу отношение «находиться в». Он различил 8 модусов, «нахождения в». Они таковы: нечто находится в другом ,

как его составная часть (палец руки, стена дома),

как целое в своих составных частях, например, дом находится в своих стенах, крыше и фундаменте,

как вид в роде, например, человек входит в число животных,

как род в своих видах, например, животное содержится в человеке,

как форма по отношению к содержанию (душа для человека),

как его начальная сущность, например, власть в правителе,

как конечная цель, например, добродетель в счастье,

как содержимое в содержащем, то, что помещено, занимает место.

Это представление лишь в первом пункте вполне совпадает с обыденным. Следующие пять пунктов не совпадают с обыденной интуицией части и целого, рефлексия здесь расширяет идею. Уже второе положение весьма непривычно: «целое, находится в своих частях», «дом находится в своих стенах, крыше». Значит, отношение целое-часть не сводится к тому, что часть находится в целом, это отношение более органично. Это не физическое, а логическое отношение «нахождения в».

Единственное, что не имеет отношения к отношению «часть-целое» — последний модус «нахождения в». Потому что никакое вместилище не является частью того, что оно вмещает, и вмещаемое не есть часть вместилища.

Определяя часть, Аристотель выделяет четыре смысла этого понятия. Часть это:

    В области количества: а/ всякая величина, входящая в другую величину,

б/ единицы измерения.

  • Видовые понятия по отношению к роду.
  • Элементы целого, получающиеся из соединения материи и формы.
  • Составные части понятия (род и вид в определении).
  • В итоге, часть это

    «то, на что можно разделить — все равно как — количественно определенную вещь /2, с. 102 /.

    Эта экспликация является праксеологической. Часть определяется не как нечто бытийствующее и находящееся в вещи, а как то, что можно из вещи получить, то есть через отношение человека к вещи. Это не субъективизм, а придание идеи части некоторой неопределенности в смысле бытийной данности.

    Второй момент: при делении вещи части получаются «всё равно как».

    Наконец, третье. Части получаются лишь из «количественно определенной» вещи. Это означает, что идея части не применима к бесконечному и всему, что отвечает определениям бесконечного — простому , единому и т.п.

    Аристотель применяет идею части не только к физическим вещам. Он указывает на её относительность. Два по отношению к трем с одной стороны часть, с другой — нет, также в одном смысле вид часть рода, в другом наоборот.

    Понятие целого определяется Аристотелем через понятие части. Оно имеет 3 аспекта: 1/ то, что имеет всё полагающееся и объемлет объемлемое, образуя нечто единое; 2/ множество, объединенное в единство либо а) общностью природы, либо б) связью; 3/ то, что имеет начало, середину и конец. Например, «целая жизнь».

    Выделенный Аристотелем второй аспект дает понимание целого, близкое к обыденному. Множество, объединенное связью, это, естественно, вещь. Вещь, мыслимая как связь множества частей, это и есть целое. В этом смысле часть и целое нераздельны как понятия. Тем самым они приобретают логический статус категории.

    Это простое понимание дополняется другими. Аристотель подчеркивает наличие в целом момента некоторой организованности: это и наличие начала, середины и конца и то, что части занимают определенное место, так что его изменение значимо для целого. В противовес этому существуют совокупности, у которых место частей не имеет значения ( например, вода, огонь ) . Упоминает Аристотель и возможности потенциального существования частей.

    Не в очень четкой форме, но все же Аристотель высказал идею о различении дифференцированного и континуального целого /не употребляя этих слов/. Есть вещи, где части объективно существуют как выделенные внутри целого, как бы относительно отграниченные друг от друга, например, части агрегата /любой машины/. Это уместно назвать дифференцированным целым. И есть целые /например, слиток золота, стакан воды, кусок глины/, где как бы нет частей, но их можно получить фактическим разделением. Такие целые уместно назвать континуальными, в них части существуют потенциально. Например, из обрезка бревна можно напилить досок, брусьев, кубиков, вырезать скульптуру и т.п. Можно считать, что всё это в качестве потенциальных частей содержится в бревне. Только благодаря этому объективному факту эти части и можно получить (согласно аристотелевской экспликации, что часть это то, на что можно разделить количественно определенное целое). Ведро воды подобных потенциальных частей в себе не содержит, поэтому их оттуда нельзя извлечь (если не превратить воду в лед).

    10.2.2.Кант о целом и частях

    Существенный вклад в рефлексию целого и части внес Кант, различивший органическое и неорганическое целое и, соответственно этому, органические и не органические части. При этом речь шла именно о различении организмов ( живых ) и не организмов, Кант не придал введенному различению общего логического смысла.

    Сопоставляя организм и механизм ( и то и другое состоит из частей ) , Кант показал, что назначение и взаимодействие частей в том и другом различаются. В организме части связаны в целое как бы телеологическим принципом: все части функционируют ради сохранения целого, и потому вне этого целого теряют смысл, перестают быть тем, чем они были в организме.

    Кант рассуждает о части и целом не тематически, а в связи с проблемой целевой детерминации, с проблемой «организм — цель природы». Он сравнивает организм и часы и видит принципиальное различие в том, что организм способен восстанавливать утраченное, и части могут рождать части, а в часах этого нет. Поэтому организм может быть понят лишь при использовании телеологического принципа, совершенно не нужного для объяснения часов. Но взгляд Канта логически несколько ограничен. Можно понять органическое целое шире -что и было сделано позднее.

    10.2.3.Гегель о части и целом

    Отчетливо выявил категориально-логическую суть понятий часть и целое Гегель:

    «В отношении целого и частей обе стороны суть самостоятельности, но таким образом, что каждая имеет другую светящейся в ней, и вместе с тем имеет бытие только как это тождество обеих»/4, с. 615/.

    Часть и целое — «самостоятельности». Это значит, что как понятия они правомерно существуют как бы независимо друг от друга. Кажущимся образом мы можем использовать в дискурсе одно без другого. Например, «в этой части дома мы оборудуем мастерскую». Кажется, что речь идет именно о части и только о части. На самом деле в словах «части дома» «светится» «целое дома». В идее части «светится» целое, а в идее целого «светится» часть. Нельзя употребить слово «часть», не имея в качество фона то целое, частью чего и является данная часть. Часть и целое имеют бытие лишь в тождестве друг с другом. Онтологически это означает, что часть является частью только тогда, когда она находится в целом. А целое только тогда вот это целое, когда, говоря словами Аристотеля, содержит в себе «все ему полагающееся». Гегель не ограничивает полагающееся существенным (это имеется в виду у Аристотеля), а имеет в виду все наличное. В этом смысле логически , всякий объект есть органическое целое , без любой своей части любое целое — не оно само, а другое. И любая часть вне своего целого по определению уже не часть, а просто вещь.

    Источник

    Информационная модель объекта

    1. В отношении “целоечасть” НЕ находятся понятия a) комнатакухня b) кошкахвост c) учебникраздел d) ружьеприклад

    2. В отношении “общеечастное” НЕ находятся понятия a) лекарствоаспирин b) механизмвесы c) книжный шкафкнига d) самолетБоинг

    3. В отношении “процессрезультат” НЕ находятся понятия a) питаниеэнергия b) обучениеаттестат c) разбегпрыжок d) познаниеистина

    4. В отношении “объектмодель” НЕ находятся понятия a) микромирквантовая механика b) знанияоценка c) книгаабзац d) домплан

    5. В клинике работает доктор, который осматривает одного пациента 10 минут. Если за время работы пришло 4 пациента с интервалом 5 минут, то максимальное время ожидания в очереди составит ________ минут a) 5 b) 15 c) 30 d) 10

    6. В клинике работает доктор, который осматривает одного пациента 10 минут. Если за время работы пришло 5 пациентов с интервалом 5 минут, то максимальная длина очереди составит ________ человек(а) a) 0 b) 1 c) 4 d) 2

    7. В клинике работает доктор, который осматривает одного пациента 15 минут. Если за время работы пришло 5 пациентов с интервалом 5 минут, то максимальная длина очереди составит ________ человек(а) a) 0 b) 1 c) 3 d) 2

    8. В клинике работает 2 доктора, каждый из которых осматривает одного пациента 15 минут. Если за время работы пришло 6 пациентов с интервалом 2 минуты, то максимальное число ожидающих в очереди составит ________ человек(а) a) 4 b) 3 c) 5 d) 1

    9. График функции y=x 2 сдвинут на 3 единицы вправо и на 1 единицу вниз относительно начала координат. Тогда один из нулей функции (пересечение оси X и графика функции) находится в отрезке . a) [-3; 0] b) [1; 3] c) [5; 7] d) [0; 1]

    10. График функции y=x 2 сдвинут на 5 единиц влево и на 2 единицы вниз относительно начала координат. Тогда один из нулей функции (пересечение оси X и графика функции) находится в отрезке . a) [-2; 0] b) [0; 3] c) [-9; -6] d) [-6; -4]

    11. График функции y=x 3 сдвинут на 4 единицы влево и на 2 единицы вверх относительно начала координат. Тогда нуль функции (пересечение оси X и графика функции) находится в отрезке . a) [0; 9] b) [-3; 0] c) [-9; -5] d) [-15; -9]

    12. График функции y=x 3 сдвинут на 2 единицы вправо и на 3 единицы вниз относительно начала координат. Тогда нуль функции (пересечение оси X и графика функции) находится в отрезке . a) [-6; -1] b) [3; 5] c) [0; 1] d) [-1; 0]

    13. В соревнованиях по лыжным гонкам получен протокол Итоговые места спортсменов в нижней строке протокола .

    14. В соревнованиях по лыжным гонкам получен протокол Время старта спортсменов в первой строке протокола .

    15. В соревнованиях по лыжным гонкам получен протокол Итоговые места спортсменов в нижней строке протокола .

    16. В соревнованиях по лыжным гонкам получен протокол Время финиша спортсменов в строке протокола .

    17. В соревнованиях по лыжным гонкам получен протокол Время финиша спортсменов в строке протокола .

    18. При проведении мультимедийных занятий проектор включается в начале занятия и выключается через 30 минут после окончания занятия. На текущий день расписание занятий Максимальное время отдыха проектора (с выключенным питанием) составит . a) 25 мин. b) 30 мин. c) 35 мин. d) 20 мин.

    19. В соответствии с правилами авиационных пассажирских перевозок регистрация на рейс начинается за 1 час 30 минут до вылета и заканчивается за 40 минут до вылета. При регистрации для каждого рейса выделяется отдельная регистрационная стойка. По расписанию на текущий день запланировано четыре полета Максимальное количество регистрационных стоек, которые будут одновременно открыты на текущий день, равно a) 3 b) 1 c) 2 d) 4

    20. В соответствии с правилами авиационных пассажирских перевозок регистрация на рейс начинается за 1 час 30 минут до вылета и заканчивается за 40 минут до вылета. При регистрации для каждого рейса выделяется отдельная регистрационная стойка. По расписанию на текущий день запланировано четыре полета Максимальное количество регистрационных стоек, которые будут одновременно открыты на текущий день, равно a) 4 b) 3 c) 1 d) 2

    21. В соответствии с правилами авиационных пассажирских перевозок регистрация на рейс начинается за 1 час 30 минут до вылета и заканчивается за 40 минут до вылета. При регистрации для каждого рейса выделяется отдельная регистрационная стойка. По расписанию на текущий день запланировано четыре полета Максимальное количество регистрационных стоек, которые будут одновременно открыты на текущий день, равно a) 2 b) 1 c) 4 d) 3

    22. В соответствии с правилами авиационных пассажирских перевозок регистрация на рейс начинается за 1 час 30 минут до вылета и заканчивается за 40 минут до вылета. При регистрации для каждого рейса выделяется отдельная регистрационная стойка. По расписанию на текущий день запланировано четыре полета Максимальное количество регистрационных стоек, которые будут одновременно открыты на текущий день, равно a) 3 b) 1 c) 4 d) 2

    23. Пара понятий «самолет–двигатель» описывается отношением: a) процесс–результат b) объект–модель c) общеечастное d) система–элемент

    24. Пара понятий «подстанция–оператор» описывается отношением: a) процесс–результат b) объект–субъект c) общеечастное d) объект–модель

    25. Пара понятий «автомобиль–чертеж» описывается отношением: a) объект–субъект b) общеечастное c) объект–модель d) процесс–результат

    26. Пара понятий «молекула–атом» описывается отношением: a) целое–часть b) объект–модель c) общеечастное d) объект–субъект

    27. Пара понятий «производство–продукция» описывается отношением: a) объект–модель b) процесс–результат c) объект–субъект d) целое–часть

    28. В отношении “большоймаленький” НЕ находятся понятия a) широкийузкий b) долгийкороткий c) высокийнизкий d) глубокиймелкий

    29. В отношении “целоечасть” НЕ находятся понятия a) странагуберния b) годмесяц c) квартиракомната d) отецребенок

    30. В отношении “общеечастное” НЕ находятся понятия a) мебельстол b) времячас c) магазинтовар d) устройствочасы

    31. В отношении “процессрезультат” НЕ находятся понятия a) движениецель b) обучениеквалификация c) строительстводом d) созреваниеплод

    32. В отношении “объектмодель” НЕ находятся понятия a) одеждавыкройка b) класссписок учеников c) лампасвет d) движениезаконы Ньютона

    33. В отношении “большоймаленький” НЕ находятся понятия a) далекийблизкий b) богатыйбедный c) полныйвысокий d) взрослыйребенок

    Алгоритмизация и программирование

    Понятие алгоритма и его свойства. Блок-схема алгоритма

    Понятие алгоритма и его свойства. Блок-схема алгоритма. Основные алгоритмические конструкции. Базовые алгоритмы

    1. На рисунке представлен фрагмент алгоритма, имеющий _________ структуру. a) циклическую с предусловием b) циклическую с постусловием c) линейную d) разветвляющуюся

    2. Представленный фрагмент блок-схемы алгоритма вычисляет a) 2 4 b) 2 5 c) 1*2*3*4 d) 1*2*3*4*5

    3. Наиболее наглядным способом записи алгоритма является a) описание функциональных зависимостей между данными, предписывающих выполнение определенных действий b) описание действий с помощью логических связок и кванторов c) описание последовательности шагов d) изображение в виде последовательно блоков, каждый из которых предписывает выполнение определенных действий

    4. Представленный фрагмент блок-схемы алгоритма Вычисляет a) A 4 b) 1*2*3*4*5 c) A 5 d) 1*2*3*4

    5. На рисунке продемонстрирована команда a) цикл с предусловием b) сортировка c) ветвление d) цикл с постусловием

    6. На рисунке представлен фрагмент алгоритма, имеющий ___________ структуру. a) разветвляющуюся b) циклическую с предусловием c) линейную d) циклическую с постусловием

    7. На рисунке представлен фрагмент алгоритма, имеющий ___________ структуру. a) циклическую с предусловием b) циклическую с постусловием c) разветвляющуюся d) линейную

    8. На рисунке представлен фрагмент алгоритма, имеющий ____________ структуру. a) циклическую с постусловием b) циклическую с предусловием c) линейную d) разветвляющуюся

    9. Символом в блок-схемах обозначается … a) конец программы b) начало программы c) ввод/вывод данных d) условный оператор

    10. Символом в блок-схемах обозначается … a) логическое выражение b) условный оператор c) начало алгоритма d) ввод/вывод данных

    11. Оператор вывода на экран на блок схеме отображается в виде a) параллелограмма b) прямоугольника c) овала d) ромба

    В блок схеме, внутри данного символа следует написать: a) начало b) конец c) ввод/вывод данных d) логическое выражение

    13. В результате работы блок-схемы алгоритма A и B принимут следующие значения … a) A=0, B=0 b) А=1, B=1 c) A=3, B=3 d) A=4, B=3

    14. В результате выполнения фрагмента блок-схемы алгоритма a и b примут значения … a) a=0, b=0 b) a=2, b=2 c) a=4, b=2 d) a=2, b=4

    15. В результате выполнения фрагмента блок-схемы алгоритма X и Y примут следующие значения … a) X=2 , Y=2 b) X=3 , Y=0,5 c) X=2 , Y=3,5 d) X=3 , Y=4,5

    16. В результате выполнения фрагмента алгоритма элементы массива А2, А4, А6, А8 при N=8 получат, соответственно, значения … a) 4, 16, 32, 48 b) 4, 16, 36, 64 c) 4, 12, 24, 36 d) 2, 4, 16, 32

    17. В результате выполнения фрагмента алгоритма элементы массива А1, А2, А3, А4 при N=4 получат, соответственно, значения … a) 2, 4, 8, 12 b) 4, 6, 12, 14 c) 2, 8, 16, 32 d) 4, 6, 8, 10

    18. Задан одномерный массив X1, X2, …,XN . Фрагмент алгоритма определяет… a) произведение отрицательных элементов b) произведение положительных элементов с четными номерами c) произведение отрицательных элементов с четными номерами d) количество положительных элементов с четными номерами

    19. Задан одномерный массив X1, X2, …,XN . Фрагмент алгоритма определяет… a) максимальный элемент массива b) сумму положительных элементов c) количество положительных элементов d) индекс последнего положительного элемента

    20. Задан одномерный массив X1, X2, . XN. Фрагмент алгоритма определяет a) номер последнего нулевого элемента b) номер первого нулевого элемента c) количество нулевых элементов d) количество положительных элементов

    Данная блок-схема программы … a) производит сложение 10 подряд идущих натуральных чисел начиная с введенного и выводит результат b) производит сложение 9 подряд идущих натуральных чисел начиная с введенного и выводит результат c) возводит введенное число в 9 степень и выводит результат d) возводит введенное число в 10 степень и выводит результат

    Источник

    Читайте также:  Фотообои для кухни в салатовом цвете

    Правильная кухня © 2022
    Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.