Меню

Кухня в усадьбе кусково



Усадьба Кусково в Москве: история создания и достопримечательности

Усадьба Кусково в Москве — уникальный памятник садово-парковой архитектуры XVIII века, который являлся летней увеселительной резиденцией графа Петра Шереметева. Это одна из немногих дворянских усадеб, сохранившихся в первозданном виде, даже интерьеры здесь подлинные.

До наших дней дошло более двадцати памятников архитектуры и садово-паркового искусства, среди которых главное здание — Дворец, павильоны «Эрмитаж» и «Грот», Большая каменная оранжерея и многие другие достопримечательности. Сейчас на территории усадьбы находится музей-усадьба «Кусково».

Музей-усадьба Кусково на карте

Усадьба Кусково в Москве: история создания

Сайт: kuskovo.ru Адрес: Москва, улица Юности, дом 2. Часы работы: выходной: понедельник, вторник, последняя среда месяца — санитарный день. Стоимость входа в парк — 50 руб., в главный дворец — 250 руб., в Грот — 150 руб., есть комплексный и единый билеты.

Усадьба Кусково в Москве на протяжение нескольких столетий — с XVIII по XX век, принадлежала графской ветви Шереметевых. Строительство архитектурно-паркового ансамбля осуществлялось с 1740 по 1780 годы. Были построены дворец, «увеселительные заведения», огромный парк и несколько прудов. Большинство построек были спроектированы в раннем классицистическом стиле местными крепостными, Федором Аргуновым и Алексеем Мироновым. Несколько зданий было возведено под руководством инженера-строителя Карла Бланка.

В XVIII веке владения усадьбы протянулись на более, чем 300 гектаров, к ним относились обширные охотничьи угодья, рощи, поля и луга. В ближней части парка находился 300-метровый канал, который заканчивался каскадным фонтаном. В небольшом отдалении от Главного дворца поместья также располагался небольшой зверинец, в котором содержались зайцы, волки, лисы и олени.

История любви

Кусково связано с одной из самых романтичных историй любви между крепостной актрисой Прасковьей Ковалевой (Жемчуговой) и графом Николаем Шереметевым — сыном и наследником Петра Шереметева, создателя великолепной усадьбы и одного из самых богатых людей в стране. Это настоящая история Золушки, удивительная для России.

Прасковья (Параша) Ковалева была дочерью крепостного кузнеца из Ярославской губернии. С 7 лет воспитывалась и жила в усадьбе Кусково, где обучались крепостные актеры театра Шереметева иностранными педагогами. Еще в детстве она начала петь в крепостном театре Кусково, получила образование, знала иностранные языки, играла на музыкальных инструментах, получила творческий псевдоним Жемчугова. Встреча с молодым графом произошла в театре, когда он вернулся из-за границы и активно занялся перестройкой театральных зданий.

Малиновая гостинная дворца

Прасковья была талантливой певицей, ей доверялись главные роли в опере, ее выступление произвело благоприятное впечатление на Екатерину II, посетившую новый театр в Кусково. Жемчуговой был подарен императрицей алмазный перстень.

Графу Николаю Шереметеву удалось получить разрешение на брак с Прасковьей не сразу. К тому времени она получила вольную, ей были сделаны поддельные документы, что она из рода польских шляхтичей Ковалевских. Графиня скончалась через три недели после рождения сына Дмитрия, в возрасте 34 лет. Ее здоровье давно было подорвано туберкулезом, из-за чего пришлось уйти со сцены.

Граф пережил смерть любимой супруги на 6 лет. Выполняя волю покойной, он активно занимался благотворительностью и основал Странноприимный дом, в котором сейчас находится НИИ скорой помощи имени Склифосовского. Сын Дмитрий унаследовал все состояние отца, он был признан законнорожденным, и продолжил заниматься благотворительностью.

Современное состояние усадьбы

После революционных событий 1917 года последний хозяин усадьбы Кусково, граф Сергей Дмитриевич Шереметев (внук Прасковьи Жемчуговой и Николая Петровича Шереметева), передал все свое имущество в полное распоряжение большевиков — усадьбы в Кусково, Останкино, Остафьево, Вороново, Странноприимный дом и Фонтанный дворец в Санкт-Петербурге. До своей смерти в декабре 1918 года Сергей Дмитриевич вместе с художниками С.Ю. Жуковским и В.Н. Мешковым занимался составлением описи музейных ценностей усадьбы Кусково.

Усадьба была национализирована и получила статус Государственного музея-усадьбы «Кусково». 1 мая 1919 г. музей открыл свои двери для посетителей, и именно это решение советского правительства позволило уникальному усадебному комплексу вместе со всеми архитектурными и садово-парковыми памятниками остаться в целости и сохранности. Нетронутыми оказались и многочисленные художественные, библиотечные и архивные фонды поместья.

Читайте также:  50 оттенков серой кухни

В 1932 году в музей был перевезен музей фарфора, созданный на основе национализированного в 1918 г. собрания русского фарфора Александра Морозова. В 1938 году два музейных комплекса были объединены в один, который на протяжении несколько десятилетий усиленно пополнялся новыми экспонатами. На сегодняшний день он включает в себя уже около 50 тысяч артефактов, регулярно организует собственные выставки, а также участвует в международных и межрегиональных выставочных проектах.

Кроме того, усадьба Кусково в Москве регулярно проводит театрально-зрелищные программы, приемы, народные гуляния, фестивали и концерты классической музыки с участием российских и зарубежных исполнителей. Здесь можно заказать торжественную регистрацию брака, покататься на лодке или конном экипаже, посетить музейные мастер-классы и экскурсии.

Достопримечательности усадьбы Кусково

Основной архитектурный облик поместья сложился примерно ко второй половине XVIII века, после чего имение практически не менялось, однако некоторые части комплекса не уцелели. Так, например, безвозвратно утеряны Китайская и Столбовая беседки, Дом уединения, где жила графская семья, Портретная галерея, Театр и другие постройки.

Сегодня на территории усадьбы Кусково находятся следующие здания: Главный дворец, церковь Всемилостивого Спаса с колокольней и Кухонный флигель образовывают ансамбль Почетного двора на берегу Большого пруда. Кроме них Большая каменная оранжерея, павильоны Грот и Эрмитаж, Итальянский, Швейцарский и Голландский домики.

Дворец

Деревянный дворец, окрашенный в нежно-розовый цвет (цвета утренней зари) — это композиционный центр усадьбы Кусково, который использовался для торжественных мероприятий. Он был построен в стиле раннего классицизма в 1769 — 1775 годах под руководством известного московского архитектора Карла Бланка. В XVIII веке его называли Большой дом. Южный главный фасад украшен тремя портиками с колоннами.

Парадный вход обращен к Большому пруду, его украшает центральный портик с шестью колоннами и парадной лестницей с двумя белокаменными пандусами — пологими спусками для въезда карет, на которых восседают гипсовые фигуры сфинксов. Несмотря на то, что дворец выполнен в традициях каменной архитектуры он построен из бревен и обшит тесом. Дворец одноэтажный, с антресолями и на высоком цоколе, в подвалах которого размещались винные погреба.

Интерьеры дворца расположены анфиладой, когда двери всех комнат расположены на одной оси. Большой дом предназначался не для жилья, а для праздничных обедов, музыкальных концертов, балов и развлечений самых высокопоставленных гостей. Предназначение дворца — вызывать удивление и восхищение великолепием и роскошью убранства.

Столовая

Церковь Спаса Всемилостивого

Уникальный памятник архитектуры в стиле «аннинского барокко» строился с 1737 по 1739 годы и является самой ранней постройкой усадьбы. Здание представляет собой парадный белокаменный храм, декорированный скульптурами апостолов и увенчанный небольшим крестом, который удерживается благодаря фигуре ангела с раскинутыми крыльями. Главным украшением нынешнего убранства церкви является двухъярусное паникадило с восемнадцатью свечами, на которых изображены фигуры серафимов.

Спустя полвека к храму была пристроена деревянная колокольня, ставшая последней значительной постройкой в Кускове.

Кухонный флигель

Флигель появился между Главным дворцом и церковью в 1755 году, над его проектом работал крепостной архитектор Ф. Аргунов. В здании одновременно размещались русская и французская кухни, кондитерская, кофейная, скатертная и хлебная комнаты. Отдельный корпус для готовки избавлял владельцев усадьбы от кашеварской суеты и ароматов блюд, а пищу прислуга выносила через боковой выход на цокольном этаже и несла ее оттуда прямо в «Большой дом».

В 1756-1761 годах в Кусково появилось одна из самых причудливых архитектурных построек — Грот. Павильон в стиле рококо возводился под руководством одаренного Федора Аргунова, который хотел, чтобы здание олицетворяло собой одновременно две стихии: камень и воду.

Читайте также:  Кухня с техникой neff

Строение представляет собой домик из камня, декорированный скульптурами и львиными масками, а стены интерьеров украшены ракушками, вулканическими породами и цветным стеклом. Центральная комната расписана розовой и зеленой красками, северный кабинет разрисован в холодной гамме, а южный — в теплой.

Сейчас Грот является единственным павильоном в России, сохранивший уникальную «гротическую» отделку XVIII века.

Итальянский домик

Итальянский домик был сооружен в 1754-1755 годах при участии архитектора Ю.И. Кологривова, получившего итальянское образование и крепостного Аргунова.

Домик был нужен для проведения небольших приемов, а также для хранения произведений искусства и раритетов, что сделало его похожим на маленький музей. Часть коллекции сохранилась в павильоне и сегодня.

Швейцарский домик

Деревянное двухэтажное здание, появившееся на землях Кусково в 70-х годах XIX века, значительно отличается от других строений усадьбы. Стены нижнего этажа раскрашены «под кирпич», а верхний этаж украшен деревянной резьбой. Крыша домика декорирована ажурной резьбой, а ее опорой являются балконные колонны. Архитектор — Н. Л. Бенуа.

В начале XX века именно тут проживал последний хозяин поместья Сергей Шереметев. А в наши дни здесь располагается Дирекция музея-усадьбы Кусково.

Голландский домик

Небольшой садовый домик появился в Кусково в 1749 году. Это маленькое здание в аскетичном стиле, больше похожее на голландскую хижину XVII века.

Рядом с домиком разбиты садик и огород, создающие иллюзию улицы, расположенной на берегу реки. Посетители усадьбы могут посмотреть на строение лишь снаружи, вход внутрь запрещен.

Павильон Эрмитаж

Садовый павильон «Эрмитаж» был нужен графу Шереметеву для того, чтобы принимать самых близких друзей, с которыми необходимо было остаться наедине во время светских приемов или балов. На верхний этаж посетители усадьбы могли подняться с помощью специального подъемного механизма, а на нижнем этаже слуги подавали закуски и напитки на элегантном подъемном столике.

Кусковский «Эрмитаж» входит в число трех сохранившихся подобных парковых построек такого типа (петергофский, царскосельский). Он был возведен в 1765-1767 годах по проекту Карла Бланка, популярного в те годы московского архитектора.

Воздушный театр

Еще совсем недавно уникальным образцом единства архитектурно-паркового и театрального искусства являлся Воздушный театр имения, который сложился в 1760-х годах из сценической площадки и амфитеатра. При этом сцена театра находилась на холме, высота которого составляла около 1,5 метров и была окружена боскетами и стриженным барбарисом. Верхнюю часть сцены укрывали травяным ковром, а на время постановок ее закрывали настилом из дерева. Кулисами являлась еловая конструкция, которая не дошла до нашего времени.

Театр давал представления не только для почетных гостей, которые с комфортом располагались на трех скамейках амфитеатра. Посмотреть выступления можно было и простолюдинам, наблюдавших за актерами с парковых дорожек.

Большая каменная оранжерея

В парковом ансамбле Кусково самым значительным по величине павильоном является Большая каменная оранжерея, построенная в 1763 году архитектором Федором Аргуновым.

В то время она использовалась не только по своему прямому назначению: еще здесь проводились приемы гостей, музыкальные и танцевальные вечера. В выступающих боковых частях здания размещались игровые комнаты, а также комната садовника. Сейчас в оранжерее расположены экспозиции Государственного музея керамики.

Источник

Где ели почетные гости усадьбы? Парадная столовая Дворца в Кусково

В кусковские праздники непременно включались и разнообразные обильные трапезы. Для множества гуляющих, которые гостеприимным хозяином были «с удовольствием угощаемы», столы накрывались в парке, Большой каменной оранжерее и в павильонах, имевших собственные кухни.

По свидетельству гостей Шереметевых , побывавших на празднике:

«…в рассуждение воскресного дня и ясной погоды собралось туда (в Кусково) с самого еще утра премножество простого народа, для которого перед домом приготовлены были столы. » и «гости кушали столь пристально, что не нуждались в аппетитных каплях»

Для самых почетных гостей стол, как правило, устраивался в интерьерах Большого дома: для приема императрицы — в Танцевальном зале (Рекомендуем: Как встречали императрицу в Кусково ), чаще же всего в Парадной Столовой. Ее расположение во Дворце отвечало удобству проведения торжественных трапез, так как система лестниц и переходов соединяла Столовую с Кухонным флигелем. Яства подносились в соседствующую со Столовой Буфетную и уже оттуда в надлежащем виде подавались на большой стол, который, как правило, был сборным и вносился — или выносился – по необходимости. Перед приборами каждого гостя было принято ставить небольшой букет, каждый из которых нес персональное пожелание гостю. Зная значение каждого цветка согласно модному тогда «языку цветов», гостю предстояло самостоятельно расшифровать это послание. Сам стол поражал не только количеством и изысканностью блюд, но и экзотическими фруктами и компонентами блюд.

О начале каждого торжественного обеда гостей извещал пушечный выстрел. Пушки находились под окнами банкетного зала. За их залпом следовали выстрелы с яхты, которая плавала в Большом пруду.

Парадная Столовая достойно завершает восточную часть анфилады Дворца. В ее художественном убранстве все декоративные элементы гармонично соединились в придании интерьеру торжественного и изысканного облика. Сочетание белого и кораллового, золоченая резьба, полифония красок в росписях и десюдепортах сливаются в звучный цветовой аккорд, поддержанный обилием света, льющегося из высоких окон, и зеркальными отражениями в простенках.

Читайте также:  Дома дом кухня рио

В отделке стен вместо традиционных шелковых тканей, впитывающих запахи трапез, использовали деревянные панели с резными филенками, украшенными золоченой резьбой.

Пространственное решение Столовой обогатилось созданием полукруглой ниши, расписанной «под трельяжную беседку», увитую виноградными лозами — смелым «вторжением» парковой среды в интерьер загородного дома. В импровизированную нишу-беседку включена еще одна садовая «цитата» — бюст Александра Македонского, вызывающий ассоциации с парковой скульптурой. Он венчает вполне уместную в трапезном покое ярусную горку-буфет, предназначенную для демонстрации всевозможных форм и видов посудных и декоративных образцов фарфора и хрусталя.

Перспективный плафон вызывает впечатление иллюзорного пространства и одновременно облегчает плоскость потолка, придавая ощущение большей высоты интерьера. Плафон «Юнона» в стиле барокко создавался в 1750-х годах для одного из помещений Фонтанного дома Шереметевых в Петербурге художником-декоратором Карлом Легреном . В конце 1770-х годов «Юнону», состоящую из 7 частей – живописных полотен — перевезли, по воле графа, в заново отстроенный кусковский Дворец , где она, обрамленная резной золоченой рамой, украсила потолок в Парадной Столовой.

Одну из стен занимают парадные портреты родителей владельцев Кускова – графской четы Шереметевых и княжеской — Черкасских, созданные в 1760-е годах крепостным живописцем Иваном Аргуновым . Размещенные на специально предназначенных для них панелях, отделанных золоченой резьбой и лепниной, они стали постоянными «участниками» праздничных застолий, зримым олицетворением фамильной связи, в которой деяния потомков достойны замыслов предков.

В обстановке Столовой центральное место занимает стол, сервированный по моде второй половины XVIII века русским и мейсенским фарфором, а также русским и западноевропейским стеклом. В традициях застолий «галантного века» было принято услаждать не только вкус и обоняние, но также и взор. Потому помимо посуды самых разнообразных форм в сервировке стола использовались затейливые настольные украшения в виде цветочных букетов и скульптурных фарфоровых композиций на мифологические, пасторальные, охотничьи темы. Часто небольшие костюмированные фигурки или шаловливые путти служили «опознавательными знаками» места, занимаемого гостем, на время покидавшим стол и благодаря им безошибочно находившим свои приборы.

Кусковская Парадная Столовая не сохранила с XVIII века ни столов, ни сервировки. Реконструировать их стало возможным благодаря коллекциям присоединенного в 1932 году к музею-усадьбе Государственного музея керамики. Его богатейшее собрание русского и зарубежного фарфора и стекла XVIII века позволило восполнить утраченное декоративное убранство не только Столовой, но и всех усадебных интерьеров.

Источник